Роберт С. Мендельсон. О прививках. Часть 3
Полиомиелит
Те, кому довелось жить в 1940-е годы и видеть в газетах тех лет многочисленные фотографии больных полиомиелитом детей, президента США, прикованного этой болезнью к инвалидному креслу, не иметь возможности пользоваться общественными пляжами из-за опасности заражением этим ужасным заболеванием, вряд ли когда-нибудь забудут пережитый страх.
Полиомиелита сегодня практически не существует, но страх его остался. Осталось и убеждение, что это заболевание побеждено прививками. В этом нет ничего удивительного, если принять во внимание мощную кампанию по продвижению вакцины. Однако факты таковы: не существует убедительных научных доказательств того, что именно прививка заставила полиомиелит отступить. Как уже отмечалось, он исчез и в тех частях света, где вакцина использовалась не так широко.
Для родителей нынешнего поколения детей важно знать: массовые прививки против полиомиелита – причина большинства сегодняшних случаев этой болезни. В сентябре 1977 года Джонас Солк, создавший инактивированную полиомиелитную вакцину, свидетельствовал об этом вместе с другими учёными. Он сказал, что большинство из тех немногих случаев, которые регистрируются в США с 1970 года, вероятно, являются побочным эффектом живой полиомиелитной вакцины, используемой для плановой детской вакцинации. В Финляндии и Швеции, где применяется почти исключительно инактивированная вакцина, случаев полиомиелита не регистрировалось более десяти лет.
А иммунологи тем временем продолжают спорить о степени риска использования убитых и живых вирусов. Защитники вакцин на основе убитых вирусов утверждают, что именно живые вирусы ответственны за случаи полиомиелита. Те же, кто отстаивают использование вакцин на основе живых вирусов, заявляют, что убитые вирусы не обеспечивают достаточной защиты и, следовательно, увеличивают восприимчивость к заболеванию. Это предоставляет мне редкую возможность соблюсти удобный нейтралитет. Я считаю, что правы обе стороны и что применение и той, и другой вакцины увеличивает, а не уменьшает, вероятность заражения ребёнка полиомиелитом. На мой взгляд, наиболее эффективный способ защитить ребенка от полиомиелита – проследить, чтобы ему не сделали от него прививку!
Менингит
Одно из вопиющих противоречий современной медицины – тенденция чрезмерно лечить то, что вообще не требует лечения, одновременно упуская серьезные болезни, такие, например, как менингит. Менингит – это воспаление оболочек головного и спинного мозга. Его симптомы – боль при движении шеей (не всегда), сильная головная боль, рвота, высокая температура и судороги у маленьких детей. Болезнь вызывается бактериями, вирусами или грибками. Бактериальная инфекция особенно заразна, потому что бактерии живут в горле и спинномозговой жидкости.
Менингит поддаётся лечению, но необходима ранняя диагностика. Врачи часто не могут поставить диагноз вовремя из-за того, что не обращают внимания на свидетельства родителей о крайне необычном поведении ребенка. Многие педиатры не могут диагностировать менингит в отсутствие симптома боли в шее. Без своевременной диагностики и раннего лечения менингит грозит необратимым поражением мозга, приводящим к умственной отсталости, и смертью. Если у ребёнка в течение трех-четырёх дней держится необъяснимо высокая температура, сопровождаемая сонливостью, рвотой, пронзительным криком и, возможно, болью при движении шеей, следует заподозрить менингит. Некоторые из этих симптомов присутствуют и при гриппе. Отличить менингит можно по двум последним симптомам, особенно по пронзительному крику. Если вы обнаружили у своего ребёнка названные симптомы, настаивайте на том, чтобы врач провел необходимые анализы, возможно, сделал и спинномозговую пункцию. Если во время этой процедуры доктор не попал иглой в спинномозговой канал с первой или со второй попытки, попросите его остановиться и пригласить для этой процедуры другого врача.
Применение антибиотиков при менингите позволило сократить смертность с 95 до 5 %. Именно поэтому своевременная диагностика этого заболевания – вопрос жизни и смерти.
Туберкулёз
Родители вправе рассчитывать, что многие и делают, на точность результатов проводимых врачами анализов. Проба Манту – яркий пример отсутствия такой точности. Даже Американская Академия Педиатрии, редко дающая негативную оценку процедурам, практикуемым её членами, опубликовала критическое заявление относительно этого теста. В нём говорится: "Недавние исследования заставляют усомниться в чувствительности некоторых анализов на туберкулёз. Комиссия Биологического бюро рекомендовала производителям, чтобы каждая серия тестировалась на пятидесяти заведомо положительных туберкулёзных пациентах для гарантии того, что препарат достаточно чувствителен для обнаружения всех случаев активного туберкулёза. Однако поскольку эти исследования не были двойными слепыми и рандомизированными и включали одновременное проведение нескольких кожных проб (что создавало возможность подавления реакции), то интерпретация их затруднена". Заявление завершается следующим выводом: "Скрининг-тесты на туберкулёз несовершенны, и врачи должны знать, что возможны как ложноположительные, так и ложноотрицательные результаты".
То есть у ребёнка может быть туберкулёз и при отрицательной туберкулиновой пробе, или его может не быть, несмотря на положительный тест. Со многими врачами такая ситуации может привести к тяжёлым последствиям: ребёнка почти наверняка подвергнут ненужной и небезопасной флюорографии – один или несколько раз. Кроме того, могут назначить опасные лекарства, например изониазид на долгие месяцы "для предотвращения развития туберкулёза". Даже Американская Медицинская Ассоциация признаёт, что врачи неразборчиво и слишком часто назначают изониазид. Это позор, потому что данное лекарство имеет длинный список побочных реакций со стороны нервной, желудочно-кишечной, кроветворной и эндокринной систем, а также оказывает влияние на костный мозг и кожу. Следует учесть и то, что от ребёнка с таким диагнозом могут "шарахаться" окружающие – из-за глубоко укоренившегося страха перед этой болезнью.
Я убеждён, что возможные последствия положительного кожного туберкулинового теста намного опаснее самого заболевания, и считаю, что родители должны отказываться от туберкулиновых проб, если точно неизвестно, что ребенок контактировал с больным туберкулезом.
Инфекционный монокулеоз
Симптомы инфекционного мононуклеоза схожи с симптомами простуды и гриппа, поэтому на ранних стадиях он редко подозревается и диагностируется. Болеют им дети и молодые люди. Проявлением заболевания являются: повышенная температура, увеличение лимфатических узлов, боль в горле, вялость и общая слабость. По мере развития болезни могут добавиться боли в области живота, тошнота, головные боли, боли в груди, кашель и менее распространённые симптомы. Если эти симптомы присутствуют у ребёнка дольше, чем это обычно бывает при простуде, покажите его врачу. При подозрении на мононуклеоз, ребёнка, скорее всего, направят на анализ крови, который обычно, хотя и не во всех случаях, выявляет это заболевание. Болезнь продолжается до трёх недель, но в тяжелых случаях может затянуться до нескольких месяцев.
Нет нужды беспокоиться о ранней диагностике мононуклеоза, потому что лекарственного лечения от него не существует. Больному нужно то же, что и при любом другом заболевании, – отдых и обильное питьё. Некоторые врачи прописывают при мононуклеозе стероиды, такие, как преднизон, но я считаю, что их следует избегать, кроме самых тяжёлых случаев болезни – препараты имеют чрезвычайно опасные побочные эффекты.
Синдром внезапной детской смерти (СВДС)
Многие родители содрогаются при мысли, что однажды утром могут обнаружить своего ребёнка в кроватке мертвым. Медицинской науке ещё предстоит понять причину СВДС, но многие исследователи видят её в некотором сбое работы центральной нервной системы, результатом чего становится подавление акта произвольного дыхания. Это объяснение логично, но оно не отвечает на вопрос: чем сбой в работе центральной нервной системы может быть вызван? У меня есть подозрение, разделяемое многими моими коллегами, что 10 000 случаев СВДС, регистрируемых в США ежегодно, связаны с одной или несколькими прививками, получаемыми детьми в массовом порядке. Больше всего подозрений вызывает коклюшная вакцина, но не исключено, что виновны и другие.
Доктор Уильям Торч с медицинского факультета университета Невады опубликовал сообщение, в котором высказал предположение, что прививка АКДС может быть ответственна за СВДС. Он обнаружил, что 2/3 из 103 детей, умерших от синдрома внезапной детской смерти, получили эту прививку в течение трёх недель перед смертью, причём многие умерли в течение суток после неё. Учёный заявил, что это не простое совпадение: подтверждается причинная связь внезапной смерти и прививки АКДС, по крайней мере, в некоторых случаях.
В 1983 году педиатрическое отделение Калифорнийского университета совместно с Департаментом здравоохранения Лос-Анджелеса опубликовало тревожные результаты исследования, охватившего 145 жертв СВДС: 53 ребенка получили прививку АКДС незадолго до смерти, 27 детей скончались через 28 дней после неё, из них 17 – в течение недели, 6 – в течение суток. Авторы исследования заключили, что эти результаты "подтверждают возможную связь" между прививкой АКДС и синдромом внезапной детской смерти.
Будущие матери, беспокоящиеся относительно СВДС, должны помнить о важности грудного вскармливания для предупреждения тех или иных болезней. Есть доказательства того, что дети, вскармливаемые грудью, менее подвержены аллергиям, респираторным заболеваниям, гастроэнтеритам, гипокальцемии, ожирению, рассеянному склерозу и синдрому внезапной детской смерти. Одно из научных исследований по СВДС заключает: "Грудное вскармливание служит единственным препятствием на неисчислимом множестве путей, ведущих к синдромом внезапной детской смерти".